“Фабио Серблин — Serblin & Son
Проектирование и создание аудиооборудования может быть настолько увлекательным занятием, что им занимаются целые семьи. Дети, воспитанные в духе музыкальной страсти, часто наследуют талант своих родителей и родственников. Один из таких случаев — семья Серблиных. Когда аудиофилы слышат это имя, первая ассоциация, которая приходит на ум, — это Франко, легендарный разработчик акустических систем. Он был сыном хорватского морского пехотинца, который эмигрировал с женой из Истрии в Италию. Его первая узнаваемая работа была настолько оригинальной, что просто не могла не привлечь внимание меломанов. Мы, конечно же, говорим об устройстве, известном как Snail Project, состоящем из сабвуфера и сателлитных колонок, выступающих из него, как глаза улитки. Три года спустя Франко основал компанию Sonus Faber — и об этом можно было бы написать отдельную статью. После многих лет создания колонок, ставших иконами итальянского аудио, он вернулся к ещё более изысканному мастерству, создав оборудование под своим собственным именем. Вторая нить семейной истории ведёт к бренду Serblin & Son. И вот сюрприз: за этим стоит не сын Франко, а его племянник Фабио. Он уже был знаком с электроникой в 1980-х годах — он участвовал в создании, среди прочего, интегрального усилителя Sonus Faber Quid, а затем пошёл своим путём, основав компанию Fase Evoluzione Audio, которая занималась производством усилителей, отдельных систем и проигрывателей компакт-дисков. В какой-то момент след теряется, и Fase Evoluzione Audio исчезает с рынка на долгие годы. Фабио Серблин вернулся к производству усилителей в 2019 году, основав компанию Serblin & Son. Его первым продуктом стал усилитель Frankie, названный в честь его дяди. Итак, загадка разгадана: имя Серблина по-прежнему ведёт нас к звуку, только на этот раз он рассказывает историю через электронику.
Фабио Серблин родился в 1960 году в Виченце. Его отец был инженером-строителем, но увлекался электроникой, поэтому по вечерам дома он работал над ламповым радиоприёмником, который так нравился Фабио. Он рос, играя с электронными компонентами и инструментами, иногда получая безобидные удары током, пока наконец в 1972 году ему не удалось собрать работающий ламповый коротковолновый радиоприёмник. Позже, в начале 1980-х, его дядя Франко, который был близок с семьёй Фабио как младший брат его отца, попросил молодого энтузиаста электроники помочь ему воплотить в жизнь идею создания Hi-Fi-продукции. Фабио тогда было 20 лет, Франко — 41, но он уже был успешным предпринимателем на рынке... Фабио вспоминает, что его дядя казался ему звездой, обладающей алхимическими способностями, поэтому он легко поддался его магнетическому влиянию. Если бы не это, его судьба могла бы сложиться иначе, но не волнуйтесь — этому человеку ещё есть о чём рассказать.
Во время нашей первой встречи я пошутил и спросил, не Вы ли тот самый знаменитый разработчик акустических систем. Часто ли люди совершают такую ошибку?
Да, конечно. Это цена, которую приходится платить за то, что у тебя такой знаменитый и талантливый родственник, но я плачу её с радостью — в этом нет ничего плохого. Я всегда помню, что, если бы не Франко, у меня, скорее всего, никогда не было бы возможности развивать собственный бизнес.
Не могли бы Вы рассказать нам историю Франко Серблина с Вашей точки зрения?
Он был блестящим человеком, замечательным дядей, и я любил его как родного отца. В нём было то, что я называю «святым огнём», потому что за любое дело он брался с полной самоотдачей и искренней любовью. Это действительно вдохновляло не только меня, но и многих его знакомых.
Фабио Серблин и его талантливые родственники.
Однако, Ваши пути разошлись, и Вы основали собственную компанию Fase Evoluzione Audio. Какими Вы помните первые шаги своего бизнеса?
Это было очень сложно, потому что у меня почти не было опыта в бизнесе, а первые два года были особенно тяжёлыми. Какое-то время дела у Fase Evoluzione Audio шли неплохо. Выходили новые модели, мы получали восторженные отзывы, и всё шло по плану. Однако, в какой-то момент история компании подошла к концу. Почему? Это долгая история, но вкратце: я был ошибочно убеждён, что спрос на многоканальные аудио- и видеопродукты меня разорит, потому что я не мог позволить себе расходы на разработку и лицензионные сборы, необходимые для выхода на этот рынок. В то же время я переживал развод и все связанные с ним проблемы, поэтому решил заняться розничной торговлей. В течение нескольких лет я импортировал и продавал аудиопродукцию, должен признать, с немалым успехом.
Если бы Вы могли повернуть время вспять, приняли бы Вы другие решения? Попытка переключиться на производство усилителей и систем домашнего кинотеатра, вероятно, была нереалистичной, но, возможно, было бы лучше остаться Fase Evoluzione Audio — небольшим производителем эксклюзивного высококачественного стереооборудования?
Конечно, правильным выбором было бы остаться на рынке стереосистем и продолжить бизнес. Однако, я не виню себя за принятое решение и поступил бы так же сейчас, если бы оказался в той же ситуации, что и в 2001–2002 годах. Музыка всегда была моей страстью, и в те годы я действительно задавался вопросом, какой путь мне выбрать в жизни — посвятить себя музыке или чему-то другому. Я был мечтателем, но самое забавное, что я остаюсь им и в 65 лет!
Зарождение Fase Evoluzione Audio. Должно быть, там было жарко...
Считаете ли Вы, что опыт, который Вы приобрели, работая дистрибьютором или продавцом, ценен и полезен сейчас, когда Вы вернулись к разработке Hi-Fi-оборудования? Другими словами, научил ли Вас этот этап чему-то, что может пригодиться при разработке новых усилителей?
Конечно, я многому научился на этом опыте, и мне очень помогла необходимость зарабатывать деньги, чтобы содержать себя и своих детей. В то время я «нанял» себя в качестве бизнесмена и неплохо справлялся. Но моя истинная натура не позволяет мне заниматься бизнесом ради бизнеса, который быстро стал для меня слишком скучным.
Когда я впервые увидел Фрэнки вживую, меня сначала впечатлило качество сборки, а потом — звук. Как Вам это удалось? Использовали ли Вы какие-то идеи из прошлого или всё было разработано с нуля?
Конечно, я помнил, что работало в прошлом с Fase Evoluzione Audio с точки зрения схем и основных концепций, но, очевидно, всё было переработано с нуля — в том числе с помощью инструментов, которых раньше не было, таких как 3D-моделирование механических конструкций, программное обеспечение для компьютерного моделирования схем и так далее. Многие компоненты раньше были недоступны. Новые решения, такие как реле для регулировки громкости и совершенно новый внешний вид, — всё это потребовало совершенно нового подхода и разработки с нуля. Это доставляет мне больше всего радости.
Интегрированный усилитель Frankie, названный в честь дяди Фабио, Франко.
Serblin & Son — небольшой скромный производитель, но Вам всё же удалось внедрить модули потоковой передачи в свои устройства. Многие авторитетные компании сталкиваются с этой проблемой или просто игнорируют её, оставляя на откуп другим. Ваши усилители, напротив, предлагают полноценную потоковую передачу по разумной цене. Как такое возможно?
Вероятно, это возможно, потому что мне не нужно платить множеству людей за выполнение небольших частей работы, а затем собирать всё воедино, как это делают многие авторитетные компании. Я просто сижу за своим столом и делаю то, что должен делать: пишу программное обеспечение, составляю схемы, изготавливаю печатные платы, занимаюсь промышленным дизайном, рендерингом, веб-сайтом и всем остальным. С определённой точки зрения это может показаться безумием, и, вероятно, так оно и есть, но я такой, какой есть, и мне это нравится. Если бы я работал в крупной компании, мне бы пришлось постоянно выполнять одну и ту же задачу, которая наверняка была бы скучной и ограничивала бы мои возможности, сколько бы денег я за это ни получал.
Ваши устройства выделяются интересным управлением и довольно современным цифровым блоком, но когда дело доходит до усиления, Вы остаётесь верны типичным транзисторным схемам. Внутри мы видим классический усилитель мощности класса AB и эффективный блок питания с тороидальным трансформатором — всё сделано по старинке. Почему? Вас не привлекают более современные схемы класса D или другие решения?
На мой взгляд, класс AB по-прежнему остаётся лучшим, если он хорошо спроектирован. Но класс AB относится только к технике поляризации выходного каскада. Неважно, если мы не учитываем топологию того, что находится перед ним, как оно устроено и поляризовано, сколько обратной связи используется, как питается схема и так далее. В модели Frankie я также предлагаю вариант класса D. В этом случае я использую лучшие силовые модули, доступные на рынке, потому что мне нет смысла разрабатывать усилитель класса D самостоятельно. Кстати, большинство моих клиентов предпочитают звук моего усилителя класса AB, и соотношение продаж составляет 9 к 1.
Глядя на него изнутри, трудно поверить, что это продукт компании, основанной одним человеком.
Устройства Serblin & Son состоят из множества искусно выполненных металлических и деревянных компонентов. Для создания такого оборудования требуются не только знания в области электроники, но и определённые технические ресурсы. Как изготавливаются эти корпуса? Вы пользуетесь услугами местных субподрядчиков или у Вас есть другое продуманное решение?
Я разрабатываю каждую деталь продукта и поручаю его производство проверенным поставщикам, с которыми я знаком уже много лет.
…у Serblin & Son нет проблем с обслуживанием даже аудиотехники Fase Evoluzione 1990-х годов.
Таким образом, сам бренд больше не существует, но владельцы этих устройств могут обратиться в Serblin & Son?
Именно так. Недавно, например, мы заменили неисправный тороидальный трансформатор в модели Performance 2.0 1993 года и получили точно такой же оригинальный трансформатор, просто позвонив нашему поставщику, который находится в 4 км от нашего офиса, и заказав один экземпляр в качестве запасной части. К моему удивлению, компания хранила в своём офисе оригинальную техническую документацию на этот трансформатор, так что мне даже не пришлось сообщать им электрические характеристики. Им просто нужно было знать оригинальный номер детали, которую они изготовили для меня 32 года назад! За несколько дней они смогли изготовить новый трансформатор по очень разумной цене. Возникает вопрос: почему владелец этого 32-летнего Performance 2.0 захотел отремонтировать свой усилитель, а не выбросил его в первый попавшийся мусорный бак? Я не буду говорить почему, пусть читатели сами догадаются. И почему этот ремонт был возможен, быстр и относительно недорог? Поскольку поставщик трансформаторов также является небольшим производителем, он откликнулся на такой запрос не только ради того, чтобы заработать немного денег, но главным образом потому, что мы знаем друг друга как владельцев наших компаний уже много лет и у нас дружеские отношения. Как Вы думаете, стала бы крупная компания рассматривать такой запрос? За 32 года человек, ответивший на звонок, скорее всего, уже не помнит имени того, кто занимал эту должность несколькими годами ранее.
В последние годы я видел, как многие компании начинали вести себя так, будто собирались завоевать мир. Их руководители и сотрудники ездили на роскошных автомобилях, а через несколько лет компания объявляла о банкротстве. В то же время я вижу множество небольших производителей, которые выживают на протяжении многих лет, выпуская почти ту же продукцию, постоянно совершенствуя её и просто живя своей обычной жизнью. Я думаю, что убеждение в том, что «чем больше, тем лучше», — это болезнь нашей культуры.”