Рецензии (Reviews)

Тест WLM La Scala (extracts)

Ralph Werner, “Fairaudio.de”

“Мир WLM – это, прежде всего, динамика”. “La Scala предлагает гибкий, глубокий, хорошо определенный бас; средние частоты верны и реалистичны, без стерильности и без потери оттенков тембра; высокие – открыты, детальны, имеют регулировку уровня 3 дБ в обоих направлениях для согласования с помещением, предпочтениями слушателей и даже записями. Те, кто ищет бескопромиссное разрешение – не сделают ошибки с этой акустикой”. “WLM La Scala – живая, быстрая, ритмичная, динамичная, особенно, в макродинамике. Стерео сцена La Scala – грандиозна, свободна”. “Эта акустика – “топ” в воспроизведении барабанов и перкуссии. Любители ударного баса, барабанов, перкуссии получат 100 %-ный отклик”. “Баланс между звуковым давлением и скоростными характеристиками выверен. Австрийская акустика играет более артикулированно, текуче по сравнению с другими акустическими системами в этом ценовом диапазоне”. “Тест La Scala с “Black Girls” (“Violent Femmes”) показал: звук массивный, быстрый, живой, с ударной отдачей”. “La Scala необычайно жизненный, приковывающий внимание speaker, который сразу вовлекает слушателей. Он дружелюбен к деталям, прост в инсталляции. Дополнительная регулировка очень удобна и практична”. “WLM La Scala – “реально хорошая музыкальная машина”, которая дарит слушателям радость. Я нахожу ее неотразимой…”

Интервью Ганса Фрика (WLM LOUDSPEAKERS, Австрия) журналу "Аудио Магазин", 4 (75), 2007

Hannes Frick - WLM

АМ: Ваша фирма, несмотря на свой небольшой «возраст», уже успела наработать определенный авторитет: продукция успешно конкурирует среди более чем многочисленных предложений на рынке АС. Можно ли пояснить причины этого роста, что происходило после основания в 2002 году?

Г.Ф.: Первые шаги были сделаны задолго до этого: в частности, многие идеи по созданию качественных АС, получившие воплощение и в недавних разработках (а особенно — постоянное совершенствование оригинальной концепции высокочастотного излучателя РАС). Потом список продукции пополнился внешними регулируемыми кроссоверами, что сделало возможным активное разделение частотных полос и участие АС в настройке системы. Фирма, конечно, очень молода, однако ей уже есть чем гордиться. Результаты многочисленных тестирований показали, что наши колонки — даже самые компактные — в состоянии соревноваться на равных с более дорогими образцами от других производителей. Такой результат мог быть достигнут только благодаря большой компетентности в вопросах разработки, производства и маркетинга. За несколько прошедших лет в фирме окончательно сложилась небольшая, но сплоченная команда единомышленников и оформилась идеологическая концепция.

АМ: Попробуем вкратце обрисовать профиль деятельности этой команды в настоящее время и основную направленность идеологической концепции.

Г.Ф.: Мы разрабатываем, производим и продаем акустические системы высочайшего уровня качества. Наша главная цель — воспроизведение музыкального сигнала с наименьшими потерями по отношению к оригинальной записи. На эту цель мы и ориентируемся постоянно при работе над своими продуктами, делая основной акцент на качество задействованных компонентов, а также собственно производственный процесс, — и результат получается предсказуемым.

АМ: В какой мере в АС использованы узлы собственного производства?

Г.Ф.: Мы производим корпуса и системы ВЧ-излучателей, а также всю «электронную начинку» для АС и внешних кроссоверов. Производственные мощности, необходимые для этого, сосредоточены в различных местах в Австрии.

АМ: Есть ли явно заметные черты, отличающие ваши изделия от изделий других фирм?

Г.Ф.: Я бы сказал так: это простые АС и простые кроссоверы с высокой эффективностью, адресованные любителям «лампового» звука. Но при желании их можно попробовать и с полупроводниковыми усилителями — проблем с электрической совместимостью не будет.

АМ: В чем смысл конструкции АС, позволяющей обойти штатные фильтры и использовать более сложное подключение*? Есть ли еще что-то неординарное?

Г.Ф.: В используемых нами НЧ-динамиках — исключительно бумажные диффузоры: для более глубокого звучания часто требуется эквализация с помощью полностью или наполовину активной электроники. Свойства разных помещений тоже неодинаковы. Поэтому мы предлагаем включение своих АС в пассивном, полуактивном или активном режиме. Предпочтение отдается активному, т.к. мы убеждены в его превосходстве над любым другим принципом распределения музыкального сигнала по частотным полосам. Оригинальные системы твитеров Super PAC и РАС, позволяющие создать в помещении очень правдоподобную и выразительную звуковую сцену, — тоже наши находки.

АМ: Ваши акустические системы внешне и в меру консервативны, и по-своему оригинальны…

Г.Ф.: В дизайне своей продукции мы стремимся к понятным формам, которые находятся вне времени и могут легко вписаться практически в любое жилище, в отличие от экстравагантных «штучек», вызванных к жизни требованиями недолговечной и непостоянной моды. Кроме того, особое значение придается правильному выбору шпона и отделке поверхности корпуса — например, полировке.

АМ: Что можно сказать о новейших разработках WLM Loudspeakers?

Г.Ф.: Среди последних новинок отмечу серию Basic с излучателями Diva — мониторы и напольные системы. Чрезвычайно высокая чувствительность, присущая им (97 дБ), заметно облегчит покупателю выбор подходящего усилителя. Эти колонки, как, впрочем, все акустические системы WLM, хорошо сочетаются даже с очень маломощными ламповыми усилителями.

АМ: Интересно узнать о применяемых методах тестирования готовых компонентов.

Г.Ф.: Мы тестируем свои акустические системы с помощью собственных ушей и измерительного оборудования. Однако уши — самый важный инструмент.

АМ: Аппаратуру каких брендов вы можете порекомендовать для того, чтобы максимально раскрыть возможности изделий WLM?

Г.Ф.: Я бы ответил шире — для нашей аппаратуры я рекомендую ламповую электронику. «Ламповый» звук более натуральный, чем «транзисторный».

АМ: Какие кабели применяются для внутренней разводки в АС?

Г.Ф.: Кабели в своих системах мы используем особые — из профессионального радиовещания и профессионального аудио, а для уникальных твитерных систем Super PAC применяем кабели из чистого серебра.

АМ: Что можно сказать о потребителе вашей продукции, каков он?

Г.Ф.: Главные покупатели нашей аппаратуры — поклонники музыки, и не важно, где они живут: наши колонки находят своих ценителей во всем мире. Думаю, это не удивительно, ведь акустические системы WLM — результат нашей страстной любви к музыке.

АМ: Спасибо за интересную беседу и обстоятельные ответы.

Беседовал Алексей Скорпилев


* В случае обхода пассивных фильтров АС предлагается подключить излучатели непосредственно к каналам усиления, а раздел частот осуществить в «разрыве» предварительной и оконечной частей усилителя с помощью предлагаемых WLM активных кроссоверов

Обложка

PRO High End, № 01 [01] 2012

Вениамин Зуев

Два в одном

Интегральный усилитель WLM Minueta

"В наше время интерес к ламповой схемотехнике существует не только у старшего поколения, но и среди молодёжи. Интерес этот неуклонно возрастает. Лирика и романтика возвращаются в популярную музыку, в творчество молодых композиторов. Поэтому и производство ламповых усилителей, своеобразно акцентирующих эти музыкальные свойства без ущерба для художественной достоверности, вполне оправдано. Австрийская компания WLM Аcoustics — многопрофильная, она выпускает достаточно широкий ассортимент акустических систем и даже специальные модули фильтров для индивидуальной подстройки АС в условиях реальной комнаты. Выпускаются также и различные усилители, фонокорректоры, внешние блоки ЦАПов и, конечно, межблочные и акустические кабели. Энтузиазм и добросовестность сотрудников фирмы, современные научные концепции проектов, высокий технологический уровень производства обеспечивают на мировом рынке устойчивый авторитет компании WLM, руководимой увлеченным коллекционером-меломаном Гансом Фриком.

Изящный миниатюрный усилитель Minueta вошел в аудиомир в 2009 году — и вот, наконец, добрался до нашего испытательного стенда. Однотактные усилители различных фирм успешно продаются в России — стране, уважающей аудиоэкзотику. Но, вероятно, только наших симпатий к однотактным моделям недостаточно, и потому многие разработчики продолжают выпуск и традиционных двухтактников, которые, как показывает опыт, тоже пользуются вполне заслуженным авторитетом на мировом аудиорынке.

Конструкция

Как известно, в однотактных выходных каскадах возникают нелинейные искажения из-за чётных консонансных гармоник, «украшающих» звучание и создающих эффект концертного зала в обычной комнате, что нравится многим любителям звукового комфорта. Но однотактники одновременно снижают инструментальную прозрачность партитуры, несмотря на сохранение тонкой нюансировки на малых амплитудах.

Двухтактные усилители мы любим за отсутствие в них вышеназванных искажений и, соответственно, за оркестровую прозрачность — но они, в свою очередь, сильнее «чувствуют» акустические свойства комнаты и место установки АС в ней. Кроме того, в двухтактных усилителях проще и дешевле реализуются большие мощности: потому и существует много любителей и тех, и других схем.

Усилитель Minueta спроектирован по традиционной классической двухтактной схеме. Каскады драйверов-фазоинверторов выполнены на популярных двойных триодах 12АТ7ЕН (ЕСС81). Выходные двухтактные каскады — на лучевых тетродах 6П14ПЕВ (ЕL84). Они работают в двух режимах: основном — ультралинейном и дополнительном — триодном. Переключение режимов осуществляется миниатюрными тумблерами.

Ультралинейный режим работы выходных каскадов был широко распространён в дотранзисторный период (1950-е годы). С приходом новой волны ламповой моды, а с нею и боязни отрицательной обратной связи ультралинейная схемотехника была несправедливо забыта.

В ультралинейном оконечном каскаде, работающем на пентоде или лучевом тетроде, экранирующая сетка оконечной лампы присоединена к отводу от части витков первичной обмотки выходного трансформатора. При этом лампа работает в режиме, промежуточном между пентодным и триодным включением, с внутрикаскадной отрицательной обратной связью. Так‚ при сохранении присущих пентоду экономичности питания, чувствительности и достаточной выходной мощности, можно достичь свойственного триоду малого внутреннего сопротивления и добиться снижения нелинейных искажений, даже по сравнению с триодным включением лампы. Особенно большие преимущества дает применение ультралинейного режима в двухтактном оконечном каскаде, работающем в классе А, что и реализовано в схеме Minueta.

Тщательная балансировка выходных каскадов осуществляется в процессе производства, и лампы дополнительно маркируются в соответствии с гнёздами на верхней панели. На передней панели установлены ручка регулятора громкости и ручка переключения линейных входов. На задней панели расположены три пары гнёзд несимметричных линейных входов (RCA), четыре удобных золочёных клеммы для подключения акустических систем с 8-омным входным импедансом, сетевое гнездо и клавиша включения сети. На верхней панели установлены шесть радиоламп, два выходных трансформатора в экранах и один на оба канала, тоже экранированный, силовой трансформатор.

Фирма рекомендует заменять выходные радиолампы каждые год-полтора, входные через 2-3 года. Реальный ресурс работы выходных ламп 1200 часов, входных — 2500 часов.

Прослушивание

В своих критических оценках мы нередко пользуемся такими символическими, почти виртуальными понятиями, как «меломан», «аудиофил» и даже «аудиоман» (где «фил» — любитель, «ман» — фанат). На наш взгляд, это помогает читателям (и потенциальным покупателям) лучше дифференцировать звукотехнику с учетом личных интересов и пристрастий. К аудиофилам мы обращаемся, рассказывая о характере звучания аппаратуры, для меломанов стараемся описать наши эмоции, если музыка, воспроизводимая данной аппаратурой, их вызвала.

Вышесказанное актуально еще и потому, что в усилителе Minueta реализованы два режима работы: ультралинейный и триодный. Ультралинейный предназначен для аудиофилов, любующихся звучанием, триодный — для меломанов, наслаждающихся музыкой. Такие оценки и «адресация» режимов следуют из рекомендаций фирмы, и мы с ними вполне согласны.

Интегральный усилитель WLM Minueta

Технические характеристики (по данным производителя)

Режим работы       класс А

Выходная мощность:        

ультралинейный режим   14 Вт на канал

триодный режим    5 Вт на канал

Частотный диапазон        10 Гц (–1 дБ)

          – 55 кГц (–3 дБ)

Нелинейные искажения   0,03% (1 Вт/1 кГц)

Отношение сигнал/шум   82 дБ

Входная чувствительность        0,8 В

Входной импеданс           100 кОм

Рекомендуемый импеданс нагрузки    8 Ом

Потребляемая мощность          120 ВА

Габариты     300 х 150 х 200 мм

Масса          10 кг

Наши эксперты — тренированные «гибриды», умеющие переходить из одной ипостаси (аудиофилы) в другую (меломаны). Для оправдания немалой стоимости этого простого по конструкции усилителя со скромной мощностью мы прослушали большое количество фонограмм различных жанров на значительных уровнях громкости как в ультралинейном, так и в триодном режиме. Усилитель уверенно справился с этим тестом. Мягкое клиппирование больших амплитуд сигнала в 5-ваттном триодном режиме не раздражало слух, оно было практически незаметно на фоне ярких музыкальных доминант, захватывающих внимание слушателя. Выразительно и торжественно воспроизводилась величавая панорама горного рассвета в Альпийской симфонии Рихарда Штрауса. Декоративно ярким выглядел «Молоток без мастера» Пьера Булеза. Хорош был и джаз — от истинно классического свинга, бопа и кула до эстрадных развлекательных вариантов, сдержанной аккуратной манерности игры оркестра Берта Кемпферта. Очаровывали и увлекали вокальные партии оперных певцов, в особенности искусство мастеров романса. Одухотворённость исполнения и интимность восприятия побуждали нас дослушать до конца каждое произведение. Выразительная передача грудных интонаций с опорой на диафрагму, чуткая гибкая филировка мелодических линий во всем вокально-инструментальном диапазоне гармонично дополняли достоинства этого скромного, с технической точки зрения, усилителя. Даже фиоритура, обычно формально воспроизводимая в звуковых трактах, приобретала неожиданную окрылённость. Легко и отчётливо передавались остинатные пассажи Нилса Педерсена в «Парижском концерте» трио Оскара Питерсона, так же хорошо артикулировался электробас с тест-дисков «Stereophile Test CD3». Аудиофильский музыкальный «гарнир», т.е. стереопанорама, был тоже на достойной высоте по всем своим «геометрическим» параметрам.

В процессе всего прослушивания наши опытные меломаны уверенно «вылавливали» все желанные музыкальные тонкости даже в ультралинейном режиме, потенциально маскирующем их, и при этом вполне наслаждались музыкой, не отрицая преимуществ триодного режима, особенно при прослушивании малых ансамблей.

ВЫВОД

Усилитель WLM Minueta можно с интересом и удовольствием слушать в простых звуковых трактах — и с упоением наслаждаться музыкой в комплексах, бескомпромиссно оптимизированных по параметрам и собственному вкусу. Благодаря наличию двух режимов работы, он вполне устроит как увлечённых меломанов, так и щепетильных аудиофилов.

Контрольная система

Проигрыватель компакт-дисков LUA Cantilena Mk II Midi,

проигрыватель грампластинок Thorens TD 320 Mk II,

фонокорректоры Dynavector DVP-75; Dynaco PAS-4,

головка звукоснимателя Sumiko Celebration Pearwood Signature (MC),

акустические системы Chario Constellation Pegasus,

межблочные кабели Audio Quest Python,

сетевые кабели Fisch Audiotechnik Performance-3; IsoTek Optimum."

Оригинал рецензии на интегральный ламповый усилитель WLM Minueta в журнале "PRO High End", № 01 [01] 2012, Вениамин Зуев

Интегральный усилитель WLM Passionata, Павел Санаев, http://hiendmusic.ru

"WLM PASSIONATA - ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ОДНОТАКТНИК

Однотактный усилитель WLM Passionata (Австрия) оказался настолько хорош, что удостоился на сайте отдельной положительной рецензии. Это абсолютно идеальный партнер для любой широкополосной акустики и многополосной акустики с высокой чувствительностью - не ниже 90 дБ. Жанровые предпочтения WLM Passionatа: джаз, классика - это его стихия!

WLM Passionata - интеллектуальный усилитель на 300 лампе

Венские музыкальные традиции, ставшие легендой, продолжаются сегодня не только в виде очередей за билетами в знаменитую Венскую оперу. На рынке музыкальной аппаратуры высшего класса австрийцам тоже есть, что предложить.

В 2002 году небольшая команда энтузиастов high-end основала компанию WLM, целью которой было заявлено создание аппаратуры высочайшего качества, отвечающей самым высоким музыкальным и эстетическим требованиям.

Большой успех пришел к австрийцам, когда они представили акустическую систему WLM Gran Viola Signature MKII. Экстраординарная чувствительность этих колонок – более 98 Дб, большие отзывчивые бумажные диффузоры и запатентованная технология ВЧ-излучателя SUPER-PAC сразу вывели эту акустику в высшую лигу, и заставили критиков осыпать WLM множеством лестных отзывов.

Натуральное «концертное» звучание WLM было отмечено на High-End Show в Лас-Вегасе, Лос Анджелесе, Монреале, Мюнхене, Милане, Стокгольме…

Не менее интересной получилась линейка усилительной техники от WLM. Hiendmusic.ru не ставит целью написать как можно больше обзоров на технику разных производителей, и если какой-то компонент удостоился на сайте отдельной статьи, то можно не сомневаться, что этот компонент того стоит.

Однотактному усилителю WLM Passionata на 300 лампе невозможно было не посвятить специальный обзор. Это действительно выдающийся компонент, способный стать сердцем изысканной системы, общение с которой будет доставлять огромное интеллектуальное наслаждение своему владельцу.

Прослушивание системы с усилителем WLM Passionata, в которую затем для сравнения последовательно подключали другие усилительные компоненты, показало, в чем состоит преимущество именно однотактника. До этого, честно признаюсь, я не мог внятно ответить на вопрос, в чем на слух состоит разница между двухтактными и однотактными ламповиками. В теории считается, что однотактники играют точнее, но мне всегда больше нравились двухтактные модели. Звучание системы с такими усилителями казалось эмоциональнее, ярче, шире и в целом музыкальнее, чем звучание тех же систем при подключении однотактников. Но не так было с WLM Passionata!

Сохраняя музыкальность средних частот, однотактный усилитель от WLM великолепно контролировал нижний регистр, что для многих ламповых усилителей является непосильной задачей. Хороший двухтактник может великолепно «сыграть» ВЧ и сделать красивую широкую середину, за что их и любят, но вместо четкого, артикулированного баса, как правило, выдает невнятное бормотание. А ведь басовые партии и ритм секция – это фундамент музыки!

Воспроизведение музыки с двухтактником – в большей степени эмоциональный опыт. Красивая, певучая середина выдвигается на авансцену, и – ах! Но половина музыки, ее басовая ритмическая основа остается на втором плане, а то и вовсе «за кадром». Однотактник WLM Passionata деликатно просит середину чуть отступить, а бас и ритм секцию приглашает подвинуться ближе к слушателю и дарит им максимально возможную внятность. Музыка становится сбалансированной, и это примерно вдвое увеличивает количество музыкальной информации при прослушивании любого трека. Вот что я подразумевал, когда говорил, что система с таким усилителем доставляет в первую очередь интеллектуальное удовольствие.

Мощность усилителя WLM Passionata не велика, но для чувствительной акустики более, чем достаточна. Это абсолютно идеальный партнер для любой широкополосной акустики и для многополосных колонок с податливыми бумажными диффузорами. Для многополосной акустики с невысокой чувствительностью (ниже 90 Дб) и для тяжелых жанров усилитель рекомендовать нельзя, но он для этого и не предназначен.

Традиционно высокое для европейских мастеров качество исполнения, натуральное дерево и полированный алюминий в отделке, красивые высокие лампы от Emission Labs добавляют этому компоненту эстетическую ценность и превращают его в украшение интерьера."

Предварительный усилитель WLM Linea, Павел Санаев, http://hiendmusic.ru

"В целом, подобранная пара (примечание: Lavardin IS Ref/WLM Linea) звучит прекрасно – очень музыкально, детально, уверенно во всем спектре частот сверху донизу.

Пробую регулировать громкость. В этом варианте подключения оказывается почти без разницы, какую ручку крутить – в обоих случаях на повышенной мощности начинает доминировать бас. Может быть, в этом предусилителе вовсе нет смысла?

Слушаю еще немного и убираю WLM Linea, снова предоставив Lavardin работать с акустикой один на один... Исчез объем, звучание стало плоским, ВЧ скучными и не проработанными. Все-таки предусилитель делает свое дело, и улучшает звук очень сильно. 

Результат тестирования: пара Lavardin IS Ref/WLM Linea – очень красивый, элегантный комплект... Система получится максимально универсальной и будет великолепно играть и джаз, и классику, и тяжелый металл. Акустика раскроется полностью во всем спектре частот. Я вообще сомневаюсь, что можно подобрать для этих колонок более удачную пару. Ничего подобного по качеству звука в этом ценовом диапазоне не получится подобрать даже близко, причем не только среди современной техники, но и среди винтажа.

Немаловажным фактором является высокая ликвидность этого комплекта на вторичном рынке. С первого взгляда понятно, что это аппаратура высшего уровня, а не музыкальный ширпотреб."

Фейсбук Вконтакте YouTube