Рецензии (Reviews)

Обложка

PRO High End, № 01 [01] 2012

Вениамин Зуев

Два в одном

Интегральный усилитель WLM Minueta

"В наше время интерес к ламповой схемотехнике существует не только у старшего поколения, но и среди молодёжи. Интерес этот неуклонно возрастает. Лирика и романтика возвращаются в популярную музыку, в творчество молодых композиторов. Поэтому и производство ламповых усилителей, своеобразно акцентирующих эти музыкальные свойства без ущерба для художественной достоверности, вполне оправдано. Австрийская компания WLM Аcoustics — многопрофильная, она выпускает достаточно широкий ассортимент акустических систем и даже специальные модули фильтров для индивидуальной подстройки АС в условиях реальной комнаты. Выпускаются также и различные усилители, фонокорректоры, внешние блоки ЦАПов и, конечно, межблочные и акустические кабели. Энтузиазм и добросовестность сотрудников фирмы, современные научные концепции проектов, высокий технологический уровень производства обеспечивают на мировом рынке устойчивый авторитет компании WLM, руководимой увлеченным коллекционером-меломаном Гансом Фриком.

Изящный миниатюрный усилитель Minueta вошел в аудиомир в 2009 году — и вот, наконец, добрался до нашего испытательного стенда. Однотактные усилители различных фирм успешно продаются в России — стране, уважающей аудиоэкзотику. Но, вероятно, только наших симпатий к однотактным моделям недостаточно, и потому многие разработчики продолжают выпуск и традиционных двухтактников, которые, как показывает опыт, тоже пользуются вполне заслуженным авторитетом на мировом аудиорынке.

Конструкция

Как известно, в однотактных выходных каскадах возникают нелинейные искажения из-за чётных консонансных гармоник, «украшающих» звучание и создающих эффект концертного зала в обычной комнате, что нравится многим любителям звукового комфорта. Но однотактники одновременно снижают инструментальную прозрачность партитуры, несмотря на сохранение тонкой нюансировки на малых амплитудах.

Двухтактные усилители мы любим за отсутствие в них вышеназванных искажений и, соответственно, за оркестровую прозрачность — но они, в свою очередь, сильнее «чувствуют» акустические свойства комнаты и место установки АС в ней. Кроме того, в двухтактных усилителях проще и дешевле реализуются большие мощности: потому и существует много любителей и тех, и других схем.

Усилитель Minueta спроектирован по традиционной классической двухтактной схеме. Каскады драйверов-фазоинверторов выполнены на популярных двойных триодах 12АТ7ЕН (ЕСС81). Выходные двухтактные каскады — на лучевых тетродах 6П14ПЕВ (ЕL84). Они работают в двух режимах: основном — ультралинейном и дополнительном — триодном. Переключение режимов осуществляется миниатюрными тумблерами.

Ультралинейный режим работы выходных каскадов был широко распространён в дотранзисторный период (1950-е годы). С приходом новой волны ламповой моды, а с нею и боязни отрицательной обратной связи ультралинейная схемотехника была несправедливо забыта.

В ультралинейном оконечном каскаде, работающем на пентоде или лучевом тетроде, экранирующая сетка оконечной лампы присоединена к отводу от части витков первичной обмотки выходного трансформатора. При этом лампа работает в режиме, промежуточном между пентодным и триодным включением, с внутрикаскадной отрицательной обратной связью. Так‚ при сохранении присущих пентоду экономичности питания, чувствительности и достаточной выходной мощности, можно достичь свойственного триоду малого внутреннего сопротивления и добиться снижения нелинейных искажений, даже по сравнению с триодным включением лампы. Особенно большие преимущества дает применение ультралинейного режима в двухтактном оконечном каскаде, работающем в классе А, что и реализовано в схеме Minueta.

Тщательная балансировка выходных каскадов осуществляется в процессе производства, и лампы дополнительно маркируются в соответствии с гнёздами на верхней панели. На передней панели установлены ручка регулятора громкости и ручка переключения линейных входов. На задней панели расположены три пары гнёзд несимметричных линейных входов (RCA), четыре удобных золочёных клеммы для подключения акустических систем с 8-омным входным импедансом, сетевое гнездо и клавиша включения сети. На верхней панели установлены шесть радиоламп, два выходных трансформатора в экранах и один на оба канала, тоже экранированный, силовой трансформатор.

Фирма рекомендует заменять выходные радиолампы каждые год-полтора, входные через 2-3 года. Реальный ресурс работы выходных ламп 1200 часов, входных — 2500 часов.

Прослушивание

В своих критических оценках мы нередко пользуемся такими символическими, почти виртуальными понятиями, как «меломан», «аудиофил» и даже «аудиоман» (где «фил» — любитель, «ман» — фанат). На наш взгляд, это помогает читателям (и потенциальным покупателям) лучше дифференцировать звукотехнику с учетом личных интересов и пристрастий. К аудиофилам мы обращаемся, рассказывая о характере звучания аппаратуры, для меломанов стараемся описать наши эмоции, если музыка, воспроизводимая данной аппаратурой, их вызвала.

Вышесказанное актуально еще и потому, что в усилителе Minueta реализованы два режима работы: ультралинейный и триодный. Ультралинейный предназначен для аудиофилов, любующихся звучанием, триодный — для меломанов, наслаждающихся музыкой. Такие оценки и «адресация» режимов следуют из рекомендаций фирмы, и мы с ними вполне согласны.

Интегральный усилитель WLM Minueta

Технические характеристики (по данным производителя)

Режим работы       класс А

Выходная мощность:        

ультралинейный режим   14 Вт на канал

триодный режим    5 Вт на канал

Частотный диапазон        10 Гц (–1 дБ)

          – 55 кГц (–3 дБ)

Нелинейные искажения   0,03% (1 Вт/1 кГц)

Отношение сигнал/шум   82 дБ

Входная чувствительность        0,8 В

Входной импеданс           100 кОм

Рекомендуемый импеданс нагрузки    8 Ом

Потребляемая мощность          120 ВА

Габариты     300 х 150 х 200 мм

Масса          10 кг

Наши эксперты — тренированные «гибриды», умеющие переходить из одной ипостаси (аудиофилы) в другую (меломаны). Для оправдания немалой стоимости этого простого по конструкции усилителя со скромной мощностью мы прослушали большое количество фонограмм различных жанров на значительных уровнях громкости как в ультралинейном, так и в триодном режиме. Усилитель уверенно справился с этим тестом. Мягкое клиппирование больших амплитуд сигнала в 5-ваттном триодном режиме не раздражало слух, оно было практически незаметно на фоне ярких музыкальных доминант, захватывающих внимание слушателя. Выразительно и торжественно воспроизводилась величавая панорама горного рассвета в Альпийской симфонии Рихарда Штрауса. Декоративно ярким выглядел «Молоток без мастера» Пьера Булеза. Хорош был и джаз — от истинно классического свинга, бопа и кула до эстрадных развлекательных вариантов, сдержанной аккуратной манерности игры оркестра Берта Кемпферта. Очаровывали и увлекали вокальные партии оперных певцов, в особенности искусство мастеров романса. Одухотворённость исполнения и интимность восприятия побуждали нас дослушать до конца каждое произведение. Выразительная передача грудных интонаций с опорой на диафрагму, чуткая гибкая филировка мелодических линий во всем вокально-инструментальном диапазоне гармонично дополняли достоинства этого скромного, с технической точки зрения, усилителя. Даже фиоритура, обычно формально воспроизводимая в звуковых трактах, приобретала неожиданную окрылённость. Легко и отчётливо передавались остинатные пассажи Нилса Педерсена в «Парижском концерте» трио Оскара Питерсона, так же хорошо артикулировался электробас с тест-дисков «Stereophile Test CD3». Аудиофильский музыкальный «гарнир», т.е. стереопанорама, был тоже на достойной высоте по всем своим «геометрическим» параметрам.

В процессе всего прослушивания наши опытные меломаны уверенно «вылавливали» все желанные музыкальные тонкости даже в ультралинейном режиме, потенциально маскирующем их, и при этом вполне наслаждались музыкой, не отрицая преимуществ триодного режима, особенно при прослушивании малых ансамблей.

ВЫВОД

Усилитель WLM Minueta можно с интересом и удовольствием слушать в простых звуковых трактах — и с упоением наслаждаться музыкой в комплексах, бескомпромиссно оптимизированных по параметрам и собственному вкусу. Благодаря наличию двух режимов работы, он вполне устроит как увлечённых меломанов, так и щепетильных аудиофилов.

Контрольная система

Проигрыватель компакт-дисков LUA Cantilena Mk II Midi,

проигрыватель грампластинок Thorens TD 320 Mk II,

фонокорректоры Dynavector DVP-75; Dynaco PAS-4,

головка звукоснимателя Sumiko Celebration Pearwood Signature (MC),

акустические системы Chario Constellation Pegasus,

межблочные кабели Audio Quest Python,

сетевые кабели Fisch Audiotechnik Performance-3; IsoTek Optimum."

Оригинал рецензии на интегральный ламповый усилитель WLM Minueta в журнале "PRO High End", № 01 [01] 2012, Вениамин Зуев

Интегральный усилитель WLM Passionata, Павел Санаев, http://hiendmusic.ru

"WLM PASSIONATA - ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ОДНОТАКТНИК

Однотактный усилитель WLM Passionata (Австрия) оказался настолько хорош, что удостоился на сайте отдельной положительной рецензии. Это абсолютно идеальный партнер для любой широкополосной акустики и многополосной акустики с высокой чувствительностью - не ниже 90 дБ. Жанровые предпочтения WLM Passionatа: джаз, классика - это его стихия!

WLM Passionata - интеллектуальный усилитель на 300 лампе

Венские музыкальные традиции, ставшие легендой, продолжаются сегодня не только в виде очередей за билетами в знаменитую Венскую оперу. На рынке музыкальной аппаратуры высшего класса австрийцам тоже есть, что предложить.

В 2002 году небольшая команда энтузиастов high-end основала компанию WLM, целью которой было заявлено создание аппаратуры высочайшего качества, отвечающей самым высоким музыкальным и эстетическим требованиям.

Большой успех пришел к австрийцам, когда они представили акустическую систему WLM Gran Viola Signature MKII. Экстраординарная чувствительность этих колонок – более 98 Дб, большие отзывчивые бумажные диффузоры и запатентованная технология ВЧ-излучателя SUPER-PAC сразу вывели эту акустику в высшую лигу, и заставили критиков осыпать WLM множеством лестных отзывов.

Натуральное «концертное» звучание WLM было отмечено на High-End Show в Лас-Вегасе, Лос Анджелесе, Монреале, Мюнхене, Милане, Стокгольме…

Не менее интересной получилась линейка усилительной техники от WLM. Hiendmusic.ru не ставит целью написать как можно больше обзоров на технику разных производителей, и если какой-то компонент удостоился на сайте отдельной статьи, то можно не сомневаться, что этот компонент того стоит.

Однотактному усилителю WLM Passionata на 300 лампе невозможно было не посвятить специальный обзор. Это действительно выдающийся компонент, способный стать сердцем изысканной системы, общение с которой будет доставлять огромное интеллектуальное наслаждение своему владельцу.

Прослушивание системы с усилителем WLM Passionata, в которую затем для сравнения последовательно подключали другие усилительные компоненты, показало, в чем состоит преимущество именно однотактника. До этого, честно признаюсь, я не мог внятно ответить на вопрос, в чем на слух состоит разница между двухтактными и однотактными ламповиками. В теории считается, что однотактники играют точнее, но мне всегда больше нравились двухтактные модели. Звучание системы с такими усилителями казалось эмоциональнее, ярче, шире и в целом музыкальнее, чем звучание тех же систем при подключении однотактников. Но не так было с WLM Passionata!

Сохраняя музыкальность средних частот, однотактный усилитель от WLM великолепно контролировал нижний регистр, что для многих ламповых усилителей является непосильной задачей. Хороший двухтактник может великолепно «сыграть» ВЧ и сделать красивую широкую середину, за что их и любят, но вместо четкого, артикулированного баса, как правило, выдает невнятное бормотание. А ведь басовые партии и ритм секция – это фундамент музыки!

Воспроизведение музыки с двухтактником – в большей степени эмоциональный опыт. Красивая, певучая середина выдвигается на авансцену, и – ах! Но половина музыки, ее басовая ритмическая основа остается на втором плане, а то и вовсе «за кадром». Однотактник WLM Passionata деликатно просит середину чуть отступить, а бас и ритм секцию приглашает подвинуться ближе к слушателю и дарит им максимально возможную внятность. Музыка становится сбалансированной, и это примерно вдвое увеличивает количество музыкальной информации при прослушивании любого трека. Вот что я подразумевал, когда говорил, что система с таким усилителем доставляет в первую очередь интеллектуальное удовольствие.

Мощность усилителя WLM Passionata не велика, но для чувствительной акустики более, чем достаточна. Это абсолютно идеальный партнер для любой широкополосной акустики и для многополосных колонок с податливыми бумажными диффузорами. Для многополосной акустики с невысокой чувствительностью (ниже 90 Дб) и для тяжелых жанров усилитель рекомендовать нельзя, но он для этого и не предназначен.

Традиционно высокое для европейских мастеров качество исполнения, натуральное дерево и полированный алюминий в отделке, красивые высокие лампы от Emission Labs добавляют этому компоненту эстетическую ценность и превращают его в украшение интерьера."

Предварительный усилитель WLM Linea, Павел Санаев, http://hiendmusic.ru

"В целом, подобранная пара (примечание: Lavardin IS Ref/WLM Linea) звучит прекрасно – очень музыкально, детально, уверенно во всем спектре частот сверху донизу.

Пробую регулировать громкость. В этом варианте подключения оказывается почти без разницы, какую ручку крутить – в обоих случаях на повышенной мощности начинает доминировать бас. Может быть, в этом предусилителе вовсе нет смысла?

Слушаю еще немного и убираю WLM Linea, снова предоставив Lavardin работать с акустикой один на один... Исчез объем, звучание стало плоским, ВЧ скучными и не проработанными. Все-таки предусилитель делает свое дело, и улучшает звук очень сильно. 

Результат тестирования: пара Lavardin IS Ref/WLM Linea – очень красивый, элегантный комплект... Система получится максимально универсальной и будет великолепно играть и джаз, и классику, и тяжелый металл. Акустика раскроется полностью во всем спектре частот. Я вообще сомневаюсь, что можно подобрать для этих колонок более удачную пару. Ничего подобного по качеству звука в этом ценовом диапазоне не получится подобрать даже близко, причем не только среди современной техники, но и среди винтажа.

Немаловажным фактором является высокая ликвидность этого комплекта на вторичном рынке. С первого взгляда понятно, что это аппаратура высшего уровня, а не музыкальный ширпотреб."

Фейсбук Вконтакте